Программа обучения родителей старших дошкольников адаптивным моделям семейного воспитания

в МКДОУ «Детский сад№18»

В современных условиях обучения и воспитания ребенка, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход, особое внимание уделяется психологическим особенностям ребенка. Формирование психологических особенностей ребенка зависит от его взаимодействия с различными социальными институтами, в первую очередь, с семьей.

Существует серьезная проблема, связанная с негативным воздействием психологической деформации семьи на формирование личности старшего дошкольника. Дисфункциональные семьи прямо или косвенно влияют на уровень актуального интеллектуального развития ребенка, полноту развития его способностей, его эмоциональное состояние, коммуникативные навыки.

Без учета воздействия семейного воспитания невозможно полноценное обеспечение индивидуального подхода к каждому дошкольнику.

В настоящее время государство отходит от разграничения функций детского сада, школы и семьи по обучению и воспитанию детей. Наиболее перспективным является сотрудничество этих социальных институтов, главной целью которого должно стать обеспечение функционального формирования личности ребенка.

С целью повышения педагогической и психологической грамотности родителей был разработан комплекс профилактических, обучающих и развивающих мер – программа «Обучение родителей старших дошкольников адаптивным моделям семейного воспитания».

Данная программа призвана решить задачи:

  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей;
  • обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситу­аций;
  • согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;
  • коррекция стиля родительского воспитания.

Программа состоит из вводного (диагностического) занятия, цикла лекционных занятий, обучающих (тренинговых) занятий, рассчитанных на шесть-семь месяцев.

Тренинговые занятия проводятся совместно с детьми, в связи с чем может возникнуть необходимость разделить основную группу участников на подгруппы. Для проведения занятий необходимо присутствие пары: родитель-ребенок.

Методы и приемы, используемые в работе: лекционный материал, целью которого является информирование родителей и повышение их педагогической компетентности; групповая дискуссия, направленная на активное вовлечение участников к решению проблемных вопросов, активизацию творческого подхода к воспитанию детей; игровые приемы, психогимнастические техники; методы психологической диагностики.

Режим занятий – 2 встречи в месяц.

Завершается программа контрольным диагностическим исследованием.

Содержание программы

Вводное занятие. Направлено на разъяснение родителям целей и задач данной программы. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы, обоснование необходимости повышения педагогической грамотности родителей. Для диагностики детско-родительских отношений на момент начала занятий проводится методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» Э.Эйдемиллера.

Основы психолого-педагогических знаний. Данный раздел включает 8 занятий, направленных на повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей. В доступной форме родителям излагаются основы семейной и возрастной психологии.

Особенности формирования личности старших дошкольников. На занятии проводится дискуссия, направленная на осознание трудностей, испытываемых старшими дошкольниками. Лекционная часть посвящена возрастным особенностям старших дошкольников: их физиологическим, психофизиологическим, личностным новообразованиям. Проводится мозговой штурм, направленный на решение проблемных вопросов, связанных с оказанием родителями помощи и содействия старшим дошкольникам, испытывающим трудности.

Роль семьи в формировании личности старших дошкольников. На занятии проводится дискуссия, направленная на формирование понимания о роли воспитательных воздействий на формирование личности ребенка. Лекционная часть информирует родителей об условиях, необходимых для обеспечения полноценного формирования личности ребенка в семье. Выделяются типы проблемных семей. Родителям предлагается письменно ответить на специально подготовленные вопросы с целью осознания полученных теоретических знаний, рефлексии.

Функции семьи. В начале занятия проводится дискуссия, направленная на осознание целей, которые преследует человек, создавая семью. Выделяются функции, которые семья выполняет или призвана выполнять. Дается характеристика этих функций. Функции семьи раскрываются через те семейные роли, которые закрепляются за каждым членом семьи. Выделяются основные семейные роли. Дается характеристика патологизирующих ролей. Проводится самодиагностика с помощью опросника «Семейные роли» с целью саморефлексии.

Семья как система. Лекционный материал информирует родителей о характеристиках семьи, как системы. Семейная система раскрывается через понятия семейных подсистем, внешних и внутренних границ, семейных правил, стандартов взаимодействия. Рассматривается динамика семейной системы через понятие жизненного цикла семьи. Проводится мозговой штурм, направленный на решение проблемных вопросов, связанных с необходимостью установления семейных правил.

Семейные кризисы. На занятии проводится опрос родителей о том, что можно считать семейным кризисом для активизации степени их участия в решении проблем.  Дается характеристика понятия «семейный кризис». Формируется осознание позитивного смысла кризисной ситуации, как возможности выйти на более высокий уровень развития. Лекционная часть информирует о нормативных семейных кризисах, связанных с прохождением этапов жизненного цикла семьи. Особое внимание уделяется нормативному семейному кризису, связанному с поступлением детей в школу. Проводится мозговой штурм, с целью выделения признаков, характеризующих данный семейный кризис.

Стили семейного воспитания. Данной теме посвящены 2 занятия. На первом занятии формируется представление родителей о различных стилях семейного воспитания. Проводится самодиагностика родительского отношения к ребенке «Что мне нравится и что мне не нравится в моем ребенке».  Дается характеристика авторитарного, демократического, либерального, хаотического, опекающего стилей. Раскрывается понятие жестокого обращения с детьми. По аналогии с первым упражнением проводится самодиагностика «Что мне нравится и что мне не нравится в себе как в родителе». Второе занятие направлено на самодиагностику и рефлексию. На занятии на основе методики Э.Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений» разбираются типы нарушений детско-родительских отношений. В целях самодиагностики и коррекции собственного стиля воспитательных воздействий родителям приводятся результаты их диагностики на первом (вводном) занятии.

Семейные конфликты. В начале занятия проводится дискуссия с целью выявления основных причин семейных конфликтов. Лекционный материал информирует о типах, причинах и способах разрешения семейных конфликтов. Проводится мозговой штурм, направленный на выработку способов преодоления конфликтных ситуаций.

Обучение навыкам эффективного взаимодействия с детьми. Данный раздел включает 3 тренинговых (обучающих) занятия. Занятия направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, отработку навыков эффективного взаимодействия.

Мы – семья. Какие мы? Занятие направлено на осознание общности, создание доброжелательных отношений в семье, принятие индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Делаем задания вместе. Занятие проводится совместно с детьми. С помощью специальных приемов проводятся игры и упражнения, направленные на формирование навыков совместной деятельности, положительного отношения к детям, повышения самооценки и статуса детей, родительской компетентности.

Мы – одна команда. Занятие направлено на осознание общности, создание доброжелательных отношений в семье, принятие индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

 

План курсовых мероприятий для родителей 

 

Цель: повышения педагогической и психологической грамотности родителей

Курсы для родителей ориентируют на:

  • выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
  • разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
  • профилактику семейного благополучия и социального сиротства;
  • Повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
  • формирование и повышение экономической грамотности семьи;
  • формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
  • пропаганду семейных традиций и ценностей российской семьи.

Задачи курсов для родителей:

  • формирование навыка и потребности, повышение мотивации учиться родительству;
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей;
  • обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситу­аций;
  • согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;
  • коррекция стиля родительского воспитания.

Мероприятия обучения родителей

старших дошкольников адаптивным моделям семейного воспитания

Мероприятия обучения родителей старших дошкольников адаптивным моделям семейного воспитания

Дата проведения

Ответственный

  1.  

Вводное (диагностическое) занятие с родителями старших дошкольников.

Занятие «Формирования личности старших дошкольников».

Сентябрь

Психолог  Токарева Е.Г.

Старший воспитатель

Бугдаева Д.И.

  1.  

Занятие «Роль семьи в формировании личности старших дошкольников».

Занятие «Функции семьи».

Октябрь

Психолог

Токарева Е.Г.

 

Воспитатели

  1.  

Занятие «Семья как система»

Тест «Какой вы родитель?»

Ноябрь

Психолог

Токарева Е.Г.

  1.  

Занятие «Семейные кризисы»

Декабрь

Психолог Токарева Е.Г.

  1.  

Занятие Стили семейного воспитания»

Январь

Ст.воспитатель Бугдаева Д.И.

  1.  

Тренинг «Мы – семья. Какие мы?»

Тренинг «Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребёнка»

Февраль

Психолог Токарева Е.Г.

 

  1.  

Тренинг «Делаем задания вместе».

Март

Психолог Токарева Е.Г.

  1.  

Тренинг «Мы – одна команда»

Родительское собрание «Семья – основа воспитания»

Апрель

Психолог Токарева Е.Г.

 

  1.  

Диагностическое занятие

Май

Психолог Токарева Е.Г.

 

Мероприятия психолого-педагогического просвещения родителей

детей раннего возраста  «Счастливый малыш».

Мероприятия психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста

 «Счастливый малыш».

Дата проведения

Ответственный

  1.  

Занятие «Вместе с мамой, вместе с папой»

Тест «Какой вы родитель?»

Сентябрь

Психолог

Ст. воспитатель

Бугдаева Д.И.

  1.  

Консультация «Возрастные особенности детей раннего возраста»

Октябрь

Психолог

Воспитатели

  1.  

Занятие «Дружная у нас в саду семейка»

Ноябрь

Психолог

  1.  

Семинар – практикум «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка».

Декабрь

Психолог

  1.  

Консультация «Как, зачем и почему?»

Январь

Ст.воспитатель

Бугдаева Д.И.

  1.  

Консультация «К нам скоро прилетит аист».

Февраль

Психолог

  1.  

Консультация «Дружная семья – здоровый малыш»

Март

Психолог

  1.  

Родительское собрание "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье "

Апрель

Психолог

  1.  

Результаты реализации курса «Счастливый малыш»

Май

Психолог